Паспорт антитеррористической защищенности объекта

Паспорт АТЗ

Паспорт антитеррористической защищенности или паспорт АТЗ — это документ, в котором содержится информация об уровне потенциальной террористической опасности и описаны меры по предотвращению и устранению последствий террористических актов.

По закону паспорт АТЗ должен быть в каждом коммерческом и муниципальном объекте на территории которого могут находиться несколько человек одновременно. В противном случае вас оштрафуют.

Ответственным за разработку паспорта АТЗ выступает владелец или руководитель организации. Если паспорта нет — оштрафуют на сумму до 500 тыс. руб. 

Кому необходим?

Необходимость разработки установлена для двух категорий — мест массового скопления людей и стратегически важных инфраструктурных объектов.

К местам массового скопления людей относятся здания, сооружения и ограниченные территории, на которых одномоментно присутствует определенное число людей.

Массовость в данном случае — условный термин. В зависимости от назначения объекта массовыми могут считаться и те на которых потенциально могут находиться менее 30-ти человек одновременно.

Объекты этой категории классифицируются по функциональному назначению:

  • административные здания;
  • учреждения сферы здравоохранения и образования (включая аптеки и учреждения работающие по медицинской лицензии);
  • объекты спортивной направленности, включая стадионы, спортзалы, бассейны;
  • объекты социальной защиты;
  • заведения общественного питания;
  • гостиницы, отели и другие здания, предназначенные для временного проживания;
  • предприятия торговли всех типов, включая магазины, торговые центры, супер- и гипермаркеты, ярмарки, рынки и т.д.

Ко второй группе относятся здания и сооружения, важные для создания нормальных условий проживания населения. Это объясняется тем, что проблемы в их функционировании чреваты серьезными последствиями для жизни и здоровья людей. Например:

  • котельные различных типов и мощности;
  • ГЭС, ТЭС, ТЭЦ и другие объекты системы энергоснабжения;
  • магистральные газо- и нефтепроводы;
  • водозаборные узлы, канализационные станции и сооружения, другие объекты системы водоподготовки и очистки.

Чем регламентируется получение паспорта АТЗ?

Основной Федеральный закон в сфере противодействия терроризму — №35-ФЗ (датирован 06.03.2006). Действующая редакция принята 18 марта 2020 года.

Для его исполнения создан длинный перечень Постановлений Правительства, разработанных для объектов различного функционального назначения.

Проще говоря, для аптеки — будет один порядок оформления и требования, для гостиницы другой, для рынка третий и т. д.

Первым нормативным актом из этого списка стало Постановление Правительства №272 (датировано 25.03. 2015), в котором содержатся общие принципы категорирования мест массового скопления людей и требований к мерам по антитеррористической защищенности. Документ неоднократно дорабатывался, сегодня действует версия от 29.07.2020.

Согласно нему оформляются паспорта на те объекты, на которые нет отдельного постановления.

Но для большинства объектов есть постановления, их уже более 35.

Чтобы оформить паспорт правильно, нужно разобраться в постановлении подходящем для конкретной организации.

Кем разрабатывается паспорт АТЗ?

Разработкой паспорта АТЗ занимаются либо сами эксплуатирующие организации — силами своих штатных сотрудников, либо специально приглашенные эксперты. Ответственность лежит на руководителе организации.

Самостоятельная разработка подразумевает наличие ряда знаний и навыков.

Если вы самостоятельно планируете оформить паспорт, необходимо будет разобраться в постановлениях и определить какое именно подходит для вашего объекта.

После чего предстоит проделать все стандартные операции для формирования и согласования документа. В том числе найти и оповестить представителей исполнительных органов которые должны быть включены в комиссию по согласованию. Составить паспорт не допустив ошибок и завизировать его у каждого из членов комиссии.

Некоторые компании находят целесообразным обращаться к услугам специализированных экспертных организаций, чтобы не тратить время на изучение законодательной базы и исправление ошибок.

Кроме того, в экспертных организациях знают, как работает система изнутри и дают гарантии.

Порядок оформления паспорта АТЗ

Схема разработки и последующего практического использования паспорта АТЗ предусматривает последовательное выполнение нескольких действий.

  1. В первую очередь происходит сбор исходной информации об объекте: план здания, план эвакуации, численность персонала, графики работы сотрудников.
  2. Присваивается категория опасности. Формируется комиссия, которая определяет категорию потенциальной опасности объекта. Ее участниками становятся представители эксплуатирующей организации, местных властей, контролирующих и силовых ведомств.
  3. Происходит составление документа.
  4. Согласование каждым из членов комиссии. Предварительно нужно организовать ее сбор.

Правила категорирования

Стандартная классификация мест массового скопления происходит по количеству одновременно находящихся на их территории людей. При этом учитывается как персонал, так и посетители объекта.

Выделяют три основные категории опасности. Они определяются индивидуально, в зависимости от количества людей, которые могут одновременно находиться на объекте, его назначения и суммы потенциального материального ущерба.

Кроме того, вводится дополнительная — четвертая категория объектов. К ней относятся учреждения сферы здравоохранения.

Чем грозит отсутствие паспорта?

Отсутствие паспорта АТЗ — это одно из нарушений антитеррористического законодательства. Оно ведет к возникновению административной ответственности, которая определяется статьей 20.35 КоАП.

Чем грозит отсутствие паспорта

Стандартным наказанием становится штраф, величина которого зависит от статуса нарушителя. Частное лицо вынуждено заплатить 3-5 тыс. руб., должностное — 30-50 тыс. руб. (альтернатива — дисквалификация длительностью от полугода до трех лет), юридическое — от 100 тыс. руб. до полумиллиона.

Российское законодательство в области противодействия террористической угрозы постоянно ужесточается. Как и наказания, предусмотренные за его нарушение. Поэтому намного проще, выгоднее и безопаснее для персонала и посетителей разработать паспорт АТЗ в полном соответствии с действующими правилами.

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий

пять × 2 =