ПЛАРН представляет собой комплекс мер, выполнение которых направлено на предупреждение, обнаружение и ликвидацию последствий разлива нефти и нефтепродуктов, произошедшего в результате аварии или другой чрезвычайной ситуации. Основные цели разработки документа состоят в следующем:
- минимизация или полная ликвидация последствий для окружающей среды;
- защита персонала предприятия, на котором произошла авария;
- безопасность населения, проживающего в непосредственной близости от места чрезвычайной ситуации.
Обязанность оформлять ПЛАРН возлагается на предприятия, занятые во всех видах деятельности, так или иначе связанных с нефтью и нефтепродуктами. К ним относятся: добыча, транспортировка, очистка и переработка, а также хранение и реализация.
Требования к содержанию документа определяются масштабами деятельности предприятия и потенциальной опасностью возникновения на нем аварийной ситуации. По степени возможных последствий чрезвычайные ситуации делятся на локальные, муниципальные, территориальные, региональные и федеральные — в зависимости от объемов разлива, места утечки и площади территории, которая находится под угрозой.
- Законодательная база
- Ответственность за отсутствие
- Порядок оформления
- Срок действия и необходимость переоформления
- Стоимость услуги
- Ответы на популярные вопросы
- Кто должен оформлять ПЛАРН?
- От чего зависят требования к содержанию ПЛАРН?
- Какая ответственность предусмотрена за эксплуатацию объекта нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей промышленности без ПЛАРН?
Законодательная база
Базовые правила разработки ПЛАРН регламентируются двумя Постановлениями российского Правительства.
Первое — ПП №613 — датируется 21 августа 2000 года. В настоящее время действует редакция этого документа от 14 ноября 2014 года.
Второе — ПП №240, подписанной руководителем Кабмина 15 апреля 2002 года. Последние изменения в документ также были внесены 14 ноября 2014 года.
Ответственность за отсутствие
Несоблюдение требований российского законодательства в части разработки обязательной документации по охране окружающей среды от последствий техногенных чрезвычайных ситуаций относится к административным нарушениям. В этом случае наказанием для должностного лица становится штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Организация наказывается более серьезно. На юридическое лицо накладывается штраф в диапазоне между 100 тыс. и 200 тыс. рублей.
Если нанесен серьезный ущерб природе или люди получили тяжкий вред здоровью, ответственность руководства и ответственных сотрудников предприятия определяется как уголовная. В этом случае предусмотрены более существенные наказания, вплоть до лишения свободы.
Порядок оформления
Схема разработка ПЛАРН:
- Получение заявки от потенциального клиента.
- Обсуждение условий сотрудничества — сроков, стоимости и других важных параметров.
- Составление и подписание договора на оказание услуги.
- Сбор исходной информации о предприятии, включая вид деятельности, особенности технологии, мощность и другие подобных характеристики.
- Составление плана ликвидации аварийных разливов нефти.
- Согласование документа с контролирующим ведомством. В качестве последнего выступает МЧС, по требованию сотрудников которого в ПЛАРН вносятся необходимые изменения и корректировки.
Срок действия и необходимость переоформления
Срок действия ПЛАРН определяется с учетом уровня опасности чрезвычайной ситуации. Например, для аварии в рамках объекта или муниципального масштаба документ действует 3 года. По их истечении требуется разработка нового с последующим согласованием.
Срок действия ПЛАРН для аварий территориального масштаба составляет 4 года. План для ликвидации последствий ЧС регионального и федерального уровня действует 5 лет.
Необходимость досрочной актуализации и доработки документа возникает в следующих случаях:
- изменение законодательства, регламентирующего правила оформления документа или требования к содержанию ПЛАРН;
- изменение базовых характеристик предприятия в связи с реконструкцией, модернизацией или техническим перевооружением;
- принятие решения контролирующим органом — МЧС.
Стоимость услуги
На итоговую цену работы наших экспертов влияет несколько факторов:
- масштабы деятельности клиента;
- текущее состояние документации по вопросу ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
- срочность оказания услуги и т.д.
Ответы на популярные вопросы
Кто должен оформлять ПЛАРН?
Обязанность разработать и согласовать план ликвидации аварийных разливов нефти возлагается на все предприятия, занятые добычей, очисткой, транспортировкой, переработкой, хранением и продажей нефти и нефтепродуктов.
От чего зависят требования к содержанию ПЛАРН?
Основные требования к содержательной части документа определяются масштабами деятельности предприятия и, как следствие, уровнем потенциальной угрозы, связанной с возникновением чрезвычайной ситуации. Этот же параметр определяет срок действия ПЛАРН.
Какая ответственность предусмотрена за эксплуатацию объекта нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей промышленности без ПЛАРН?
Если нарушение законодательства не привело к тяжелым последствиям, оно считается административным. Наказание — штраф в размере 10-20 тысяч рублей для должностных лиц и 100-200 тысяч рублей для организации.
При наличии серьезного ущерба природе или нанесении вреда здоровью людей наступает уголовная ответственность. В этом случае предусмотрены более существенные наказания, включая лишение свободы на длительный срок.