Для оценивания условий, в которых работают сотрудники организации, требуется пройти все этапы СОУТ с соблюдением требований действующих законов и отведенных сроков. Выполнение проверки необходимо для определения негативных аспектов в отношении сотрудников, которые могут произойти в производственной сфере. Оценивание ситуации способствует оптимизации условий работы в будущем, корректировке величины дополнительных выплат рабочим и внесению правок в договор (если требуется). Сложность процедуры заключается в ее запутанности, поэтому важно знать этапы специальной оценки условий труда и следовать приведенному алгоритму.
Начальные этапы СОУТ
Первое действие — подготовительные этапы проведения СОУТ, подразумевающие оформление приказной документации, составление и фиксацию в документах списка мест для работы, поиск подрядчика и оформление договора.
Далее алгоритм действий такой:
- Создание комиссии и первое собрание. На начальном этапе формируется рабочая комиссия. В ее состав входит работодатель, эксперт по ОТ и представители профсоюза сотрудников предприятия (при наличии такового). Количество участников нечетное (для удобства голосования). В качестве главы выступает представитель предприятия.
- Составление перечня мест для проверки. Вновь созданная группа собирается и готовит список участков для проверки. В состав вносятся все контрольные точки, но на практике изучается только 1/5 аналогичных рабочих мест (от двух и более). Вместе с перечнем формируется график проведения проверок.
- Поиск подрядной структуры, оформление соглашения и передача данных. Очередной этап проведения СУОТ в организации — поиск подрядной компании, входящей в список предприятий с правом таких проверок. После выбора организации оформляется соглашение с нюансами сотрудничества. Нанятому подрядчику передаются данные, бумаги и информация, кающаяся условий работы на проверяемых точках. Далее направляются для изучения предложения сотрудников касательно преодоления проблем относительно негативных факторов производства.
Основные этапы проведения специальной оценки условий труда
Как только подготовительные мероприятия завершены, начинаются основные этапы проведения специальной оценки условий труда. Очередная задача — выявление негативных аспектов, составление списка, и оценивание качества СИЗ.
Алгоритм действий имеет следующий вид:
- Идентификация ВОПФ. Текущие условия труда сравниваются с информацией, приведенной в особых классификаторах негативных аспектов производства. При отсутствии отклонений от нормы условия признаются оптимальными. Идентификация не выполняется для контрольных точек, находящихся в списке на заблаговременное назначение пенсионного обеспечения, подразумевающих компенсационную выплату или дополнительные льготы. Это не касается мест, где негативные условия труда определены особой аттестацией.
- Декларирование. Очередной этап проведения специальной оценки условий труда подразумевает изучение проведенных мероприятий и решение по возможности выдачи декларации. Последняя должна подтверждать соответствие нормам ОТ. При отсутствии нарушений в трудовую инспекцию подается документ в период до месяца со дня составления и принятия отчетных сведений о прохождении СОУТ.
- Создание списка ВОПФ. Вопрос оформления списка берет на себя вновь созданный комиссионный орган. При составлении перечня берется во внимание оборудование, сырье, итоги проверок и предложения сотрудников.
Контрольные этапы проведения СОУТ на предприятии
После проведения указанной работы контролирующие органы приступают к заключительным этапам проведения СОУТ на предприятии.
Требуется пройти такие шаги:
- Изучение и проверка ВОПФ. После создания списка к работе привлекается лаборатория для испытаний, а также эксперт компании, проводящей проверку. Допускается применение результатов измерений в процессе контроля производственного процесса. Важно, чтобы информация была получена не ранее, чем за полгода до проведения СОУТ. В случае, если проверки осуществлялись ранее, потребуется новая оценка.
- Приведение условий работы к соответствующим классам или подклассам. Этой работой занимаются эксперты компании, осуществляющей необходимые мероприятия по СОУТ. Если на производстве применяются СИЗ эффективного класса, допускается снижение класса (подкласса) условий работы.
- Проверка эффективности СИЗ. При выполнении работы используются методические рекомендации по оценке средств персональной защиты. Мероприятия выполняются комиссией, специалистом организации, осуществляющей СОУТ, а также работниками компании. Эффективность оценивается после получения допуска к выполнению работы. Предварительно оформляется дополнительное соглашение с указанием планов по проведению специальной оценки.
Заключительные этапы проведения СУОТ в организации
На последнем этапе проведения СОУТ в организации решается вопрос по оформлению документов и информированию людей. Главная задача — составление отчета о проведенных мероприятиях. Эта работа ложится на компанию, которая проводила СОУТ.
В состав отчетной документации включаются такие сведения:
- данные о компании, выполняющей возложенные на нее задачи;
- список рабочих мест;
- протоколы проведенных проверок и измерений, документы по оценке СИЗ;
- карты СОУТ;
- список мероприятий, позволяющих улучшить условия работы;
- общая ведомость;
- рекомендации эксперта компании, осуществляющего проверку СОУТ;
- прочая информация, отражающая особенности и итоги выполненной работы.
После оформления отчета работодатель обязан проинформировать сотрудников организации о результатах проведенной проверки. На это дается один месяц с момента утверждения отчетной документации, подтверждающий факт прохождения СОУТ. Далее сведения отражаются на офресурсе предприятия (если имеется). На интернет-площадке приводятся итоги работы, классы (подклассы) трудовых условий и список планируемых задач. Вопросом размещения сведений занимается работодатель. На эту работу дается не больше месяца со дня составления отчета с оценкой условия труда.
Зная этапы и сроки проведения СОУТ, работники компании и уполномоченные лица без проблем справляются с поставленной задачей. После завершения работ работодатель вносит необходимые правки в договора с работниками при несоответствии классов (подклассов) условий труда.